ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция»
Основные этапы экспериментального психологического исследования.
1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор). Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.
3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных.
6. Оценивание результатов, интерпретация результатов исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).
Разделы экспериментального отчета и их функции.
1. В «Названии» сообщается об изучаемой проблеме.
2. В «Кратком содержании» автор передает основной смысл того, что было сделано и что получено в результате.
3. Во «Введении» рассказывается о том, ради чего эксперимент был задуман и проведен.
4. В разделе «Методика» дается подробное описание того, как проводился эксперимент. Пользуясь материалами этого раздела, эксперимент можно будет повторить. Описание методики должно быть при этом достаточно сжатым, чтобы не отпугнуть и менее посвященного читателя.
Раздел «Методика» включает:
a) Испытуемые. Отмечаются аспекты, важные для данного эксперимента: количество испытуемых, их возраст, пол, уровень слуха и т. п.
b) Материал. Различные пьесы для заучивания, задачи для решения, напитки для дегустации и т. п., используемые в эксперименте, нужно описывать здесь.
c) Оборудование. В этом подразделе представлены всевозможные приборы, применяемые для создания экспериментальных ситуаций или для записи ответов испытуемых. Дается описание этих приборов, существенное для эксперимента.
d) Процедура. Здесь приводятся последовательные этапы проведения эксперимента: какая инструкция давалась испытуемым, .как именно они ее выполняли и т. д.
5. В разделе «Результаты» представлены анализируемые данные, обычно вместе с одной или несколькими таблицами и графиками. Читателю подробно разъясняют, на что именно ему нужно обращать внимание в таблицах и графиках и почему. В первую очередь приводится наиболее важная информация. В разделе можно дать и некоторую интерпретацию результатов, чтобы читатель смог представить себе их общий смысл, однако основной акцент нужно делать на реально полученные данные.
6. В разделе «Обсуждение» содержится интерпретация результатов и выводы. Здесь же предлагаются пути дальнейшего усовершенствования эксперимента, если полученные результаты недостаточно ясны. Часто автор комментирует связь своего эксперимента с предыдущим, а также с теми идеями, которые высказывались ранее в соответствующей литературе.
7. В разделе «Сноски» указываются неопубликованные материалы, проводящиеся исследования и малотиражные работы. Они перечисляются в порядке их упоминания в статье.
8. «Цитированная литература».
9. «Примечания» в психологических статьях обычно используются автором для выражения благодарности кому-либо и указания своего места жительства.
|